ДЕКРЕТ СНК РСФСР от 10.09.1921
"ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПО ТАРИФНОМУ ВОПРОСУ"
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ
от 10 сентября 1921 года
ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПО ТАРИФНОМУ ВОПРОСУ
Новая экономическая политика предполагает целую систему мероприятий, направленных к восстановлению народного хозяйства. Каждая отрасль промышленности, каждое отдельное предприятие должны вести строгий точный учет производства, материалов, сырья, стоимости фабрикатов и прочее. Предприятия должны быть организованы по принципу бездефицитности (за исключением тех, которые в системе государственного хозяйства являются необходимыми, независимо от степени их хозяйственной полезности, как некоторые средства обороны).
В первую очередь должна быть изменена система тарифов, как основного фактора в развитии промышленности. В основу системы тарифа должны быть положены реальные предпосылки, упрощение этой системы до максимальных пределов, выделение фонда продовольствия и продуктов широкого потребления для рабочих и служащих, занятых в государственной промышленности. Отделение от предприятия всего, что не связано с производством и что носит характер социального обеспечения. Установление твердой связи рабочего и служащего с предприятием и учреждением. Государственная помощь в виде детских садов, домов, яслей и пр. не должна быть связана с заработной платой ни в какой степени. Проведение изложенных основ и системы заработной платы приведет к тому, что вокруг предприятия будет происходить самомобилизация квалифицированной рабочей силы, мы не будем больше видеть инженеров, занимающих должности старших конюхов, заведывающих продовольственной частью или занимающихся починкой кухонных приборов и грелок, мы не будем видеть также квалифицированных рабочих, занимающихся посадкой картофеля и очисткой выгребных ям.
Исходящая из реальных основ система тарифа является главным фактором организации рабочего класса, основного элемента производства.
1. Установление тарифной ставки должно исходить из положения минимум оплаты - минимум труда. Увеличение оплаты должно быть связано прямо и непосредственно с увеличением производительности со степенью участия рабочего в повышении производства.
2. В заработную плату должны входить все виды выдач рабочим и служащим, как-то:
а) денежная плата, б) квартира, отопление, освещение, водопровод, в) предметы продовольствия и потребления, г) прозодежда, внеплановые выдачи и т.п., д) парикмахерские, бани, театр (продукты с огородов и Советских Хозяйств и все сделанные предпр. и учрежден. затраты и прочие услуги, представляемыми коммунальными отделами), е) средства передвижения: жел. дор., трамваи, грузовые автомобили и пр., ж) семейные пайки или другие дополнительные к заработной плате, выдаваемые на семью рабочего и служащего.
Все виды получаемых государственных услуг (натур - выдач) оцениваются по рыночным ценам, чтобы у рабочего и служащего имелась возможность ясно и отчетливо сочетать расход с реальным доходом и осознать необходимость приложения интенсивного труда, дающего действительные прожиточные средства.
Заработная плата должна быть связана только с участием работника в производстве, а ее повышение только с повышением результатов производства.
3. Выдача и предоставление рабочему и служащему всего, что входит в заработную плату, должно производиться исключительно через предприятие и учреждение, "исключительно через заводоуправление", чтобы связь рабочего и служащего с предприятием и учреждением была полной.
4. Система исчисления заработной платы должна быть настолько простой и ясной, чтобы связь между производительностью и заработной платой могла быть доступной пониманию каждого рабочего и служащего. Система должна быть гибкой и свободной, чтобы правление предприятия и учреждения имело возможность немедленно отличить проявление инициативы и самодеятельности и соответствующим поощрением побудить рабочего и служащего к дальнейшей работе в этом направлении.
5. При установлении расценки на сдельные работы должен быть учтен опыт, имеющийся во всех крупных отраслях промышленности; надо отказаться от всех искусственных, сложных и непонятных для рабочего систем.
Степень оборудования, изношенность машин, доброкачественность сырья и пр. должны быть приняты во внимание, чтобы независящие от самого рабочего причины не могли влиять на состояние его заработной платы.
6. При установлении тарифных ставок рабочим разных квалификаций, служащим, среднему техническому и высшему административному персоналу всякая мысль об уравнительности должна быть отброшена.
Число лиц высшего административного персонала и число квалифицированных рабочих, занятых в каждом предприятии и учреждении, не должно превышать установленного % по отношению ко всей массе рабочих и служащих, находящихся в данном предприятии.
7. Рациональное ведение промышленности на основах новой хозяйственной политики возможно только в том случае, когда государством будет выделен твердый фонд продовольствия, предметов широкого потребления и денежных знаков для рабочих и служащих, занятых в предприятиях и учреждениях, причем необходимо категорически отказаться от выдач продовольствия предприятиям по количеству занятых в них рабочих: выдачи должны производиться не по количеству рабочих, а исключительно на единицу выпущенного предприятием фабриката.
8. Этот фонд должен служить гарантией оплаты труда на указанных выше основаниях в крупной промышленности и в необходимейших государству предприятиях и учреждениях; последние включаются на гарантированную оплату труда особым постановлением Совета Народных Комиссаров.
Примечание. Если государство по каким-либо причинам не в состоянии своевременно предоставить причитающуюся часть фонда предприятию, последнее, по решению Высшего Совета Народного Хозяйства и Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов, имеет право производить отчисление продуктов собственного производства в целях создания фонда для оплаты заработка рабочих. Предприятия местного значения, не включенные на общегосударственное снабжение и не пользующиеся из общегосударственных ресурсов сырьем и топливом и т.п., могут переводиться на отчисления продуктов собственного производства по решению Областных и Губернских Экономических Совещаний.
9. В целях действительной гарантии оплаты труда необходимо из этого фонда по мере колебания курса рубля и цен на продукты сумма денежной заработной платы должна соответственно изменяться, чтобы рабочие и служащие крупной промышленности и необходимейших государству предприятий и учреждений имели твердый основной минимум, не зависящий от колебания курса рубля и колебания цен на продукты. Изменяющаяся сумма денежных приплат к тому, что предоставляется рабочему и служащему этих предприятий и учреждений в натуре, должна создавать уверенность в том, что при временных продовольственных и прочих заминках причитающаяся заработная плата за выполненный труд рабочего и служащего будет вполне гарантирована.
10. Однако во избежание срыва этих положений следует принять метод постепенного перевода предприятий и производств на эти новые условия гарантированной оплаты по мере перехода соответствующих предприятий на начала хозяйственных расчетов (доходность) и улучшения государственных ресурсов. Условия и срок перехода устанавливаются соглашением Высшего Совета Народного Хозяйства, Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов, Народного Комиссариата Продовольствия и Народного Комиссариата Финансов.
11. Для предприятий, переведенных на гарантированную оплату из общих государственных фондов, ежемесячные отчисления продуктов собственного производства в натуральный фонд в том виде, как это установлено теперь, должны быть отменены; возможно допустить премиальное вознаграждение в конце года или не чаще чем 2 раза в год, к 1 мая и 7 ноября, по составлении баланса предприятия в том случае, если в течение этих сроков работа протекала интенсивно и предприятие дало государству определенный доход.
Примечание. Премирование особо выдающихся достижений в области труда производится в течение года из особого фонда, отпускаемого заводоуправлению.
12. Рабочие, оставшиеся без работы в связи с переходом к новой экономической политике или прикрепленные к временно остановившимся предприятиям, переходят на государственное обеспечение по особым нормам, размер которых должен строго определяться наличием государственных ресурсов согласно специального положения, вырабатываемого Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов, Народным Комиссариатом Труда и Народным Комиссариатом Социального Обеспечения по соглашению Народного Комиссариата Продовольствия и Народного Комиссариата Финансов.
Основные положения, принятые Советом Народных Комиссаров 16 сентября, предварительно обсуждались Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов и Центральным Комитетом Российской Коммунистической Партии и получили полное одобрение.
Председатель
Совета Народных Комиссаров
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий Делами
Совета Народных Комиссаров
Секретарь
|
|