ДЕКРЕТ СНК РСФСР от 21.06.1923
"НОРМАЛЬНЫЙ УСТАВ СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА"
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ
от 21 июня 1923 года
НОРМАЛЬНЫЙ УСТАВ СЕЛЬСКО - ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА
1. Цели Общества и его права
§ 1. ........................ сельско - хозяйственное Общество учреждается с целью содействовать, в районе своих действий, обнимающем ....................... соединенными силам своих членов развитию и усовершенствованию сельского хозяйства и сельской промышленности. Местонахождение Правления в ......................
§ 2. Для достижения этих целей Обществу предоставляется:
а) Изучать положение различных отраслей сельского хозяйства и выяснять хозяйственные нужды и потребности путем совместного обсуждения относящихся сюда вопросов на периодически созываемых собраниях своих членов, на сельскохозяйственных беседах и съездах, а также производить всякого рода сельско - хозяйственные исследования в пределах своего района.
б) Распространять теоретические и практические знания по сельскому хозяйству путем устройства публичных чтений, курсов, собраний и съездов, печатания и распространения своих трудов и всякого рода сельско - хозяйственных сочинений, издания собственного периодического журнала и учреждения библиотек и музеев, а также оказывать содействие в этом и другим учреждениям, имеющим своей задачей распространение сельско - хозяйственных знаний.
в) Заботиться о выработке наиболее правильных способов ведения хозяйства, производя испытания приемов культур, принятых в других местностях, как в России, так и за границей, для распространения тех из них, которые окажутся полезными для местных хозяйств, устраивая испытания и конкурсы земледельческих машин, орудий, упряжей и т.д., основывая опытные и показательные поля, огороды, сады, фермы, пасеки, семенные и племенные рассадники, посадочные питомники, сельские хозяйства, прокатные зерноочистительные, сортировочные, контрольные и случные пункты.
г) Получать и приобретать для снабжения хозяев и хозяйственных организаций от правительственных учреждений, общественных организаций и частных лиц сельско - хозяйственные машины и орудия, семена, посадочные материалы, удобрения, племенной и рабочий скот.
д) Открывать предприятия по переработке сельско - хозяйственных продуктов, как показательные, так равно и для использования продуктов, получаемых в хозяйстве Общества (§ 2, п. "в"), и способствовать хозяйственным организациям и отдельным хозяйствам в правильной постановке сельско - хозяйственных предприятий.
е) Изучать вопросы сбыта продуктов сельского хозяйства и сельско - хозяйственной промышленности и оказывать содействие в организации этого сбыта.
ж) Иметь справочно - комиссионные бюро, а также амбары и склады для хранения и сбыта предметов своей деятельности.
з) Устраивать лечебницы для больных животных.
и) Способствовать возведению сооружений для орошения и осушения почвы и для использования электричества в сельском хозяйстве.
к) Устраивать выставки, аукционы и поощрять труды и заслуги на сельско - хозяйственном поприще присуждением медалей и других почетных наград.
л) Содействовать производству земельных улучшений и организации борьбы с эпизоотиями и вредителями сельского хозяйства.
м) Содействовать возникновению сельско - хозяйственных обществ и товариществ и кружков, а также привлечению местных кооператоров к проведению в жизнь мероприятий по улучшению сельского хозяйства.
н) Представительствовать и защищать общие интересы сельского хозяйства всего района, как перед центральными, так и перед местными правительственными органами <*>.
--------------------------------
<*> Специальным сельско - хозяйственным обществам (садоводства, животноводства, пчеловодства и т.п.) предоставляется полнее определить намеченные предприятия в избранной ими отрасли сельского хозяйства.
§ 3. Для осуществления указанных в предыдущем параграфе действий Общество имеет право приглашать агрономов, инструкторов и других специалистов.
§ 4. Общество может образовать в своей среде специальные по предметам своей деятельности комитеты и открывать в районе своих действий местные отделения. Права и обязанности местных отделений, а также специальных комитетов и их взаимоотношений с Обществом определяются самим Обществом в пределах настоящего Устава.
§ 5. Общество имеет право приобретать, закладывать и отчуждать необходимое для его целей имущество всеми указанными в законе способами, получать в пользование необходимые для его деятельности участки земли, заключать займы, выпускать заемные письма, выдавать, принимать и учитывать векселя, ставить на них бланки, вступать в обязательства и заключать договоры, искать и отвечать на суде, принимать пожертвования и вообще пользоваться всеми правами юридических лиц.
§ 6. Общество имеет печать с обозначением своего наименования.
2. Состав Общества, порядок избрания членов
§ 7. Общество состоит из действительных и почетных членов. Число действительных членов не может быть менее десяти.
§ 8. Действительными членами Общества могут быть, как отдельные физические лица обоего пола, достигшие восемнадцатилетнего возраста, так и обладающие правами юридических лиц кооперативные товарищества всех видов, общества, союзы, земельные общества, кружки и другие коллективные организации, действующие в районе Общества и имеющие своей задачей изучение, поднятие и улучшение сельского хозяйства или оказывающие содействие таковому.
§ 9. Членом общества может быть избрано всякое лицо, не ограниченное в правах по суду, занимающееся или интересующееся сельским хозяйством и желающее вступить в члены Общества.
§ 10. Физические лица пользуются в Общем Собрании правом одного решающего голоса, а юридические - не менее одного голоса при числе членов не свыше .....................; при большем числе членов им предоставляется один решающий голос на ................. членов.
§ 11. Физические лица, согласно их заявления, избираются в действительные члены на Общих Собраниях простым большинством голосов по предложению Правления или двух действительных или почетных членов Общества. По постановлению Общего Собрания прием членов может быть предоставлен Правлению с последующим уведомлением ближайшего Общего Собрания.
Примечание. Лица, подписавшие проект настоящего Устава, считаются учредителями Общества и вступают без баллотировки в число его действительных членов.
§ 12. Прием в члены Общества вышеуказанных в § 8 организаций производится по письменным заявлениям их правлений или советов, обсуждается на Общем Собрании членов и решается открытой баллотировкой простым большинством голосов.
§ 13. Действительные члены вносят в кассу Общества: вступительный взнос при вступлении своем в Общество в размере .............. и ежегодные членские взносы в размере ............. Сроки уплаты членских взносов определяются Общим Собранием Общества. Как вступительные, так и ежегодные взносы не возвращаются выбывающим из Общества членам ни при каких условиях.
§ 14. Член Общества, не сделавший в течение установленного Обществом льготного срока причитающегося с него взноса, считается сложившим с себя звание члена, но может вновь вступить без избрания в Общество, по уплате числящейся за ним недоимки.
§ 15. Каждый член Общества может выйти из него, подав о том письменное заявление Правлению.
§ 16. Члены, не исполняющие своих обязательств перед Обществом, нарушающие устав, не подчиняющиеся законным требованиям Общества, а также действующие ему в ущерб, могут быть исключены из Общества по постановлению Общего Собрания.
§ 17. Лица, исключенные из Общества, могут быть вновь приняты в члены, лишь по постановлению Общего Собрания.
§ 18. В почетные члены Общества избираются на годичном собрании большинством двух третей голосов наличных членов собрания, по предложению Правления лица, пользующиеся известностью на сельско - хозяйственном поприще или оказавшие Обществу какие-либо услуги. Почетные члены освобождаются от обязательных членских взносов и не несут никаких обязанностей по обществу, кроме добровольно на себя принимаемых, пользуясь при этом всеми правами действительных членов.
§ 19. Все члены Общества пользуются всеми учреждениями Общества на тех условиях, какие установлены Общим Собранием или Правлением.
3. Управление делами Общества
§ 20. Органами управления делами Общества являются: а) Правление, б) Общее Собрание, в) Ревизионная Комиссия. Кроме того, по усмотрению общего Собрания, может быть учрежден также Совет.
А. Правление
§ 21. Делами Общества заведывает Правление, число членов коего определяется Общим Собранием, но не может быть менее трех членов и двух кандидатов к ним. Члены Правления, председатель и его заместитель избираются из числа членов Общества на один год.
§ 22. Правление является исполнительным органом общества и его представителем во всех делах и сношениях без особой доверенности. К предметам ведения его относятся:
а) созыв Общих Собраний;
б) приведение в исполнение всех постановлений Общих Собраний;
в) составление годового отчета о своей деятельности, о приходе и расходе денежных сумм, а равно смет на следующий год, а также отчета о деятельности Общества;
г) прием денежных поступлений и производство расходов, согласно смете и постановлениям Общих Собраний;
д) приобретение и отчуждение имущества, заключение займов и т.п. на основании постановлений Общего Собрания;
е) взыскание сумм, причитающихся Обществу, как с его членов, так и с других лиц;
ж) выработка проектов предложений и инструкций для представлений в Общее Собрание;
з) приглашение на службу Общества служащих и специалистов;
и) заведывание всей письменной частью по делам Общества и вообще ведение всех текущих дел Общества;
к) другие обязанности особо не поименованные в этом уставе и вытекающие из существа его постановлений.
§ 23. Правление Общества в производстве вверенных ему дел в распоряжении кассою руководствуется утверждаемою общим собранием инструкцией.
§ 24. Заседания Правления созываются в дни, определяемые председателем, но не менее одного раза в месяц, и считаются состоявшимися при наличности двух третей, во всяком случае не менее трех членов, считая в том числе председательствующего.
§ 25. Дела в Правлении решаются открытым голосование простым большинством голосов, при равенстве коих перевес дает голос председательствующего. Журналы заседаний Правления ведутся секретарем, а в отсутствие его один из членов Правления по соглашению с председателем и подписываются всеми присутствующими членами Правления и ежемесячно сообщаются в копиях регистрирующему органу.
§ 26. Председатель Правления рассматривает все поступающие бумаги, следит за точным исполнением устава и постановлений Общего Собрания. Вся переписка по делам Общества производится от имени Правления за подписью председателя или одного из членов Правления. Векселя, доверенности, договоры, условия и другие акты, равно как и требования на получение сумм Общества должны быть подписываемы председателем и одним из членов Правления, уполномоченным на то постановлением Правления. Для получения с почты всякого рода почтовых отправлений, денежных сумм и документов достаточно подписи одного из членов Правления с приложением печати Общества.
§ 27. Заместитель Председателя, в отсутствие последнего, исполняет все его обязанности, а при временном отсутствии обоих, Правление выбирает для этой цели одного из своих членов.
§ 28. Члены Правления распределяют между собой, по взаимному соглашению, обязанности по Обществу.
§ 29. Всякий почетный и действительный член может присутствовать в заседаниях Правления, но без права решающего голоса.
§ 30. Члены Правления могут быть устранены, по постановлению Общего Собрания, от исполнения обязанностей до истечения срока, на который они были избраны.
§ 31. Жалобы на Правление приносятся Совету, а если Совет не учрежден, то непосредственно Общему Собранию.
Б. Совет
§ 32. По постановлению Общего Собрания из числа действительных и почетных членов может быть избираем Совет. Избрание членов Совета, председателя и его заместителя проводится Общим Собранием, определяющим число членов Совета, которое не может быть менее трех. Избранные члены Совета остаются в своем звании на три года, причем ежегодно выбывает она треть - в первые два года по жребию, а затем по старшинству избрания. Выбывающие из состава Совета лица могут быть избираемы вновь в случае их на то согласия.
§ 33. На обязанности Совета лежит:
а) общее наблюдение за ведением дел Общества и за исполнением утвержденной Общим Собранием программы деятельности Общества;
б) предварительное рассмотрение программы деятельности Общества до представления ее на утверждение Общего Собрания;
в) окончательное разрешение вопросов, по которым мнение Правления разделилось и притом ни за одним мнением не образовалось абсолютного большинства;
г) предварительное рассмотрение вопросов, подлежащих обсуждению общего Собрания;
д) предварительное перед Общим Собранием рассмотрение представляемой Правлением сметы расходов и разрешение отступлений от нее втечение года;
е) проверка годового отчета и представление его на утверждение Общего Собрания с заключением Ревизионной Комиссии;
ж) рассмотрение всех вопросов, которые по силе сего Устава или потому, что Правление найдет нужным, будут представлены Совету;
з) утверждение всякого рода инструкций для органов Общества, если таковые не будут определены Общим Собранием;
и) временное замещение своими членами членов Правления на случай выбытия их и кандидатов к ним.
§ 34. Заседания Совета созываются не менее одного раза в месяц председателем Совета или в его отсутствие - его заместителем, а равно по требованию трех членов Совета или Правления, или же Ревизионной Комиссии.
§ 35. Для действительности постановлений Совета в нем должны участвовать не менее трех его членов, в том числе председатель или его заместитель.
§ 36. Заседаниям Совета ведется журнал, подписываемый председательствующим и присутствующими членами Совета, который сообщается в копии регистрирующему органу.
В. Общие Собрания
§ 37. Ведению и решению Общих Собраний подлежат:
а) Избрание членов в Правление и Ревизионную комиссию и кандидатов к ним, а также определение им вознаграждения.
б) Образование особых комиссий для заведывания отдельными учреждениями Общества и отделениями Общества, а также определение полномочий и порядка взаимоотношений их с Правлением Общества.
в) Избрание уполномоченных и кандидатов к ним в союзные объединения, членом которых состоит Общество, а также и органы местного самоуправления и правительственные учреждения.
г) Рассмотрение и утверждение плана деятельности Общества, годовых смет и отчетов.
д) Рассмотрение и утверждение инструкций Правления отделениям Общества и особым комиссиям, а также правил по всем отраслям деятельности Общества.
е) Определение отчислений в общий запасный капитал, а также порядка образования и назначения специальных капиталов.
ж) Определение компетенции Правления по заключению договоров, заключению займов и т.п.
з) Рассмотрение жалоб на действия Правления, Ревизионной и других комиссий.
и) Освобождение несостоятельных членов от установленного членского взноса.
к) Избрание почетных членов Общества.
л) Исключение членов из состава Общества и принятие их обратно, согласно § 17 Устава.
м) Разрешение всех других вопросов, вносимых на рассмотрение Общего Собрания Правления, Советом, Ревизионной Комиссией или группой членов.
н) Определение способов покрытия убытков Общества.
о) Изменение района действий Общества.
п) Изменение устава Общества.
р) Разрешение вопросов об открытии, закрытии или изменении района отделений Общества.
Примечание. Пункты "о" и "п" подлежат утверждению в регистрационном порядке.
с) Разрешение вопроса о прекращении действия Общества.
т) Разрешение всех вообще дел и вопросов, превышающих полномочия Правления и Совета.
§ 38. Общее Собрание созывается Правлением не менее одного раза в год. Кроме того, Общее Собрание созывается по требованию Совета, Ревизионной Комиссии или одной десятой части членов Общества. Представители административных органов имеют беспрепятственный доступ во все Общие Собрания.
§ 39. Собрание считается состоявшимся при наличности не менее одной пятой всех членов Общества, но во всяком случае не менее десяти человек. Дела в Собраниях решаются простым большинством голосов, кроме дел, касающихся изменения устава, исключения членов из Общества и закрытия самого Общества, когда для законности постановления требуется большинство не менее двух третей голосов присутствующих членов. В случае равенства голосов, вопрос считается открытым.
§ 40. Если за неявкой должного числа членов Общее Собрание не состоится, то не позднее недели назначается вторичное Собрание, которое считается состоявшимся при всяком числе явившихся членов Общества, о чем все члены Общества предупреждаются Правлением. На вторичном Общем Собрании могут быть обсуждаемы лишь вопросы, поставленные на повестку первого несостоявшегося Собрания.
Примечание. Наличность на втором Собрании числа членов предусмотренного для законности первоначального Общего Собрания не исключает возможности после разрешения вопросов, поставленных на повестку, обсуждать, по постановлению Собрания, и другие вопросы.
§ 41. Общее Собрание открывается председателем Собрания. На общих Собраниях председательствует лицо, избираемое на каждое собрание из числа почетных или действительных членов. Секретарь также избирается Общим Собранием.
§ 42. Никем из участников Общего собрания, пользующихся правом решающего голоса, это право не может быть передаваемо другому лицу.
§ 43. Члены Правления и Ревизионной Комиссии участвуют в Общем Собрании на равных правах с остальными членами Общества, но без права решающего голоса при рассмотрении следующих вопросов: 1) об оценке их деятельности, 2) об утверждении отчета, 3) об определении им вознаграждения и 4) о привлечении их к ответственности.
§ 44. Постановления Собрания заносятся в общую книгу. Присутствующим неграмотным составляется именной список, а затем постановления подписываются председателем, присутствующими членами Правления и грамотными действительными членами в количестве не менее трех. Законные постановления Собрания обязательны для всех членов Общества. Копии протоколов Общих Собраний представляются регистрирующему органу.
Г. Ревизионная Комиссия
§ 45. Для обревизования деятельности Правления, отчета кассы и имущества Общества, а равно состоящих при нем учреждений, на годичном Общем Собрании Общества избирается, сроком на один год, Ревизионная Комиссия в составе не менее трех человек из числа лиц, не занимающих должности по Обществу, не состоящих кандидатами в члены Правления.
§ 46. В частности на Ревизионную Комиссию возлагается:
а) периодическая поверка наличных денег и других ценностей Общества, а также сличение их с книгами и счетами;
б) поверка наличности всякого рода товаров в складах и других заведениях Общества и установление степени соответствия этой наличности с книгами, поверка всякого рода имущества, принадлежащего Обществу или вверенного ему в сроки, установленные Общим Собранием или по усмотрению Комиссии в случае надобности;
в) проверка отчетов, книг и документов и представление Общему Собранию заключений, как о годовом отчете, смете и плане действий, так и о проверке деятельности Общества втечение года.
§ 47. Ревизионная Комиссия собирается по мере надобности, проверочные действия Комиссия может возлагать на отдельных своих членов. О всех своих действиях и распоряжениях Ревизионная Комиссия делает записи в особой книге.
§ 48. Заключения Ревизионной Комиссии докладываются ближайшему годичному собранию. В случае обнаружения существенных непорядков или злоупотреблений в делах Общества и в иных случаях, когда Комиссия найдет это необходимым, она вносит свои заключения в ближайшее Собрание или созывает таковое по своей инициативе, при условии предварительного уведомления об этом Правления не менее чем за неделю до Собрания, для дачи Правлением объяснений по сделанному Комиссией заявлению.
§ 49. Жалобы на Ревизионную Комиссию приносятся Общему Собранию.
4. Средства Общества
§ 50. Средства Общества составляются из безвозвратных членских взносов, субсидий от правительственных и частных учреждений и пожертвований, а также из доходов от осуществляемых Обществом предприятий, и употребляются на текущие расходы Общества для достижения указанных в настоящем Уставе целей.
§ 51. Общество имеет капиталы: основной, запасный и специальные.
§ 52. Основной капитал составляется из членских взносов, субсидий, пожертвований, займов и отчислений по постановлению Общего Собрания из доходов, получаемых от предприятия Общества.
§ 53. Общество обязано постепенно накоплять из чистой прибыли и других средств, могущих оказаться в его распоряжении, запасный капитал, предназначающийся для покрытия убытков. Отчисления в него производятся по постановлению Общего Собрания в размере не менее двадцати процентов чистой прибыли до достижения им размеров половины основного капитала.
§ 54. По решению Общего Собрания могут быть образованы также капиталы со специальным назначением. Порядок образования и расходования этих капиталов определяется Общим Собранием.
§ 55. Общество по выданным им обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом, исключая капиталов, переданных ему для употребления на определенное назначение.
§ 56. Прибыль, получаемая Обществом от его предприятий, обращается на поддержание деятельности самого Общества и не может распределяться между его членами.
5. Отчетность
§ 57. Отчетный год Общества считается с ........ по ..........
§ 58. Правление обязано не позднее трех месяцев по окончании отчетного года созвать Общее Собрание и представить на утверждение его годовой отчет. Отчет должен заключать в себе необходимые данные о деятельности Общества и в частности: счет капиталов основного, запасного и специальных, счет прибылей и убытков, баланс и указание на перемены в составе членов Общества.
§ 59. До представления Общему Собранию отчет вместе с книгами и документами проверяется Ревизионной Комиссией, которая излагает свои заключения о нем на самом отчете за своей подписью. Заключения эти докладываются Общему Собранию.
§ 60. В случае несоставления Правлением годового отчета в указанный срок, Ревизионная Комиссия обязана поручить составление его под своим наблюдением другим лицам за счет членов Правления.
6. Закрытие Общества
§ 61. Общество закрывается: а) по постановлению Общего Собрания, б) в случае объявления Общества несостоятельным и в) по постановлению в предусмотренном законами порядке регистрирующего органа.
§ 62. В случае, если число действительных членов окажется менее десяти, Правление немедленно обязано созвать Общее Собрание, которое постановляет о закрытии Общества, если до момента внесения постановления Общество не пополнится новыми членами.
§ 63. В случаях, предусмотренных ст. 58, Правление обязано немедленно созвать Общее Собрание, которое устанавливает порядок ликвидации Общества.
§ 64. Постановление Общего Собрания о назначении ликвидации сообщается регистрирующему учреждению и публикуется Обществом в одной из местных газет.
§ 65. Ликвидация дел Общества производится членами Правления, если по уставу или по постановлению Общего Собрания она не возложена на других лиц, число ликвидаторов должно быть не менее трех. Ликвидация должна происходить под наблюдением регистрирующего органа.
§ 66. Ликвидаторы подчиняются общим правилам, установленным для членов Правления, и на тех же основаниях несут ответственность за причинение убытков Обществу, а равно подлежат контролю Ревизионной Комиссии.
§ 67. Ликвидаторы исполняют обязательства Общества, получают и взыскивают по его требованиям и распродают принадлежащее ему имущество. Вступать в новые обязательства ликвидаторы могут в том случае, если право на это предоставлено им Общим Собранием.
§ 68. По уплате долгов Общества ликвидаторы передают оставшееся имущество на культурно - просветительные цели: районному областному или центральному объединению сельско - хозяйственных обществ, согласно постановления Общего Собрания в шестимесячный срок.
§ 69. По окончании ликвидации, ликвидаторы составляют отчет о своих действиях, который представляется Общему Собранию с заключением Ревизионной Комиссии для утверждения.
§ 70. По утверждении отчета об окончании ликвидации сообщается регистрирующему учреждению, куда направляются также все книги, дела и документы Общества.
Заместитель Председателя
Совета Народных Комиссаров
Л.КАМЕНЕВ
Управляющий Делами
Совета Народных Комиссаров
В.СМОЛЬЯНИНОВ
Секретарь
Совета Народных Комиссаров
М.ГЛЯССЕР
|
|