ДЕКРЕТ СНК РСФСР от 23.06.1926
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВСЕРОССИЙСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ГЛУХОНЕМЫХ"
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.
ДЕКРЕТ
от 23 июня 1926 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ВСЕРОССИЙСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ГЛУХОНЕМЫХ
В целях улучшения жизненных условий глухонемых, материального их обеспечения, культурного и политического воспитания и образования, обучения доступным для них ремеслам, промыслам и другим видам и формам общеполезного труда, Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляет:
Утвердить нижеследующее Положение о Всероссийском объединении глухонемых.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВСЕРОССИЙСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ГЛУХОНЕМЫХ
I. Общие положения
1. Всероссийское объединение глухонемых (В.О.Г.) является общественной организацией, которая осуществляет свои задачи и цели путем трудового устройства глухонемых во всех доступных им отраслях производства, объединяя их в артели, товарищества, коммуны и т.п. коллективы, на основе самодеятельности, взаимопомощи и личной инициативы.
2. Всероссийское объединение глухонемых состоит при Народном Комиссариате Социального Обеспечения Р.С.Ф.С.Р. и действует под его общим руководством и контролем. Общий план работы объединения представляется на одобрение Народного Комиссариата Социального Обеспечения Р.С.Ф.С.Р.; в проведении же намеченных в плановом порядке мероприятий объединение является автономным.
3. Образуемые Всероссийским объединением глухонемых кооперативные организации либо входят в состав кооперативных объединений инвалидов, либо образуют при них самостоятельные ячейки. В обоих случаях кооперативные объединения глухонемых принимают, как образец, нормальные уставы, выработанные Народным Комиссариатом Социального Обеспечения для кооперации (объединений) инвалидов, и направляют свою работу преимущественно на образование производственных и трудовых артелей в соответствии с особыми условиями каждого производства и особенностями применения труда глухонемых. Выбор указанных путей трудового устройства глухонемых требует согласия Народного Комиссариата Социального Обеспечения или местных органов социального обеспечения, по принадлежности.
4. Для согласования деятельности Всероссийского объединения глухонемых, в области кооперирования глухонемых, с деятельностью Всероссийского Производственно-Потребительского объединения инвалидов при Народном Комиссариате Социального Обеспечения (ВИКО), при ВИКО может быть учреждена секция глухонемых. Секция глухонемых при ВИКО действует на основании особых правил, утверждаемых Народным Комиссариатом Социального Обеспечения Р.С.Ф.С.Р.; эти правила должны предусматривать взаимоотношения между состоящими при Народном Комиссариате Социального Обеспечения Всероссийским объединением глухонемых и Всероссийским Производственно-Потребительским объединением инвалидов и определять их взаимную работу.
5. На артели глухонемых распространяются все льготы и преимущества, установленные для объединений инвалидов, организуемых органами социального обеспечения и удовлетворяющих указанным в законе условиям.
Глухонемые, входящие в состав членов Всероссийского объединения глухонемых или его местных объединений, а также и члены их семейства, находящиеся на их иждивении, в отношении медицинской помощи, квартирной платы и т.п. приравниваются к инвалидам, имеющим право на социальное обеспечение.
Примечание. Всероссийское объединение глухонемых и его местные отделения могут пользоваться другими льготами на основании особых постановлений.
6. Всероссийское объединение глухонемых пользуется правами юридического лица и, как таковое, имеет право заключать дозволенные и вытекающие из его задач договоры и сделки, принимать пожертвования, заключать займы, выдавать доверенности и векселя, а также приобретать, отчуждать и закладывать всякого рода имущество, в том числе и строения, искать и отвечать на суде.
7. Всероссийское объединение глухонемых и его местные отделения вправе выступать на торгах без представления установленного залога.
8. Всероссийскому объединению глухонемых присваиваются штамп и печать с изображением его наименования.
9. По своим долгам Всероссийское объединение глухонемых отвечает всем своим имуществом. Члены Всероссийского объединения глухонемых по обязательствам последнего ответственности не несут.
10. В порядке общего направления и регулирования деятельности Всероссийского объединения глухонемых, а также контроля над ним, Народный Комиссариат Социального Обеспечения издает соответствующие инструкции, циркуляры, наказы и т.п., производит через своих инструкторов ревизию кассовой наличности, отчетности, функциональной и оперативной работы Объединения.
11. Всероссийское объединение глухонемых и его отделения во всей своей деятельности как административной, так и хозяйственной, а равно и во всех сношениях с государственными, коммунальными, общественными и иными учреждениями и предприятиями, а также между собою и с частными лицами, освобождаются от платежа судебных пошлин, оплаты нотариальных действий и нотариальных сборов.
II. Цели и задачи Всероссийского объединения глухонемых
12. В задачи Всероссийского объединения глухонемых входит: учет глухонемых; изыскание способов и принятие необходимых мер к приспособлению масс глухонемых к доступному для них труду и вовлечению их в трудовые процессы; участие в работах народных комиссариатов просвещения и здравоохранения по рациональной постановке школьного и дошкольного воспитания и образования глухонемых, развитию среди них профессионального и общего образования и политико-просветительной работы, открытию соответствующих мастерских, учебных и иных заведений и курсов, общежитий, колоний и т.п., оказанию медицинской помощи и проведению в жизнь всех мероприятий по лечению и предупреждению глухонемоты; урегулирование правового положения глухонемых в хозяйственном и общегосударственном советском строительстве.
13. Всероссийское объединение глухонемых оказывает своим членам правовую и всякую иную помощь в целях облегчения материальной их нужды, устраивает кассы взаимопомощи на основаниях, изложенных в уставе Объединения или в специальном Положении о таковых кассах, принимает на себя заботы о престарелых и нетрудоспособных глухонемых.
14. План работы Всероссийского объединения глухонемых, поскольку эта работа соприкасается с государственными органами (Народным Комиссариатом Просвещения, Народным Комиссариатом Здравоохранения, Народным Комиссариатом Внутренних Дел и Народным Комиссариатом Труда), должен быть согласован с этими последними.
III. Состав Всероссийского объединения глухонемых,
права и обязанности его членов
15. В члены Всероссийского объединения глухонемых могут входить достигшие совершеннолетия глухонемые граждане с абсолютной глухонемотой, а также оглохшие или онемевшие, если они не эксплоатируют чужого труда и не имеют нетрудовых доходов. Лица, обладающие слухом и речью, в случае их полезности делу глухонемых, принимаются в члены Объединения на равных правах, если они не подходят под действие ст. 69 Конституции Р.С.Ф.С.Р., с тем, что число их в каждом отделении Всероссийского объединения не должно превышать двадцати пяти процентов глухонемых. Порядок приема тех и других лиц, равно как и выход и исключение их из членов Объединения, подробно устанавливается в уставе Объединения.
Примечание. Членами Объединения могут быть также глухонемые крестьяне, занимающиеся земледелием и пользующиеся наемным трудом в соответствии с правилами об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах.
16. Все члены Объединения пользуются одинаковыми правами и могут быть избираемы на все должности по управлению его делами.
Собрание уполномоченных (ст. 21) ежегодно объявляет перечень должностей, устанавливая самый порядок оплаты труда.
Примечание. Губернским отделениям Всероссийского объединения глухонемых предоставляется право вводить добавочных платных работников за счет средств этих отделов.
17. При вступлении во Всероссийское объединение глухонемых члены его вносят членский взнос единовременно или в рассрочку; от него могут быть освобождаемы неимущие глухонемые, безработные и учащиеся.
18. Всероссийскому объединению глухонемых предоставляется право выпускать различного рода печатные издания, периодические и ежедневные, как рисующие жизнь глухонемых и отражающие все достижения в области их обучения, воспитания, попечения и т.п., так и иного содержания, устраивать спектакли, лекции, базары и т.п., с соблюдением при этом существующих законов, правил и распоряжений.
19. Всероссийскому объединению глухонемых предоставляется право в целях обслуживания своих членов и приобретения средств для трудового обеспечения, воспитания и просвещения глухонемых, открывать, с соблюдением требований закона и с разрешения Народного Комиссариата Социального Обеспечения Р.С.Ф.С.Р., производственные и торговые заведения и предприятия.
IV. Средства Всероссийского объединения глухонемых
20. Средства Всероссийского объединения глухонемых образуются из: а) членских взносов; б) пожертвований учреждений, частных лиц и организаций; в) дотаций правительственных, общественных и иных учреждений и организаций; г) доходов от операций по продаже изделий глухонемых и других доходных статей; д) доходов от мастерских, в которых работают глухонемые; е) отчислений от прибылей артелей глухонемых; ж) платы за обучение и содержание в организуемых Всероссийским объединением глухонемых заведениях и учреждениях для глухонемых, если платность установлена; з) доходов от общественных сборов, концертов, лекций, спектаклей, базаров и т.п.
Средства объединения разносятся, согласно устава, по соответствующим капиталам - основному, запасному, специального назначения и т.п.
В уставе Объединения должен быть предусмотрен порядок хранения для помещения свободных денежных сумм Объединения и его отделений.
V. Управление делами
21. Органами управления Всероссийского объединения глухонемых являются: 1) собрание уполномоченных местных отделений Всероссийского объединения глухонемых, 2) совет объединения и 3) правление.
22. Дела, подлежащие ведению каждого из предусмотренных ст. 21 органов, подробно перечисляются в уставе Объединения, где обязательно должно быть указано: 1) число лиц, необходимых для законного состава собрания: уполномоченных, совета и правления; 2) каким большинством - относительным, абсолютным или квалифицированным - разрешаются те или иные вопросы; 3) порядок созыва собраний уполномоченных, совета и правления; 4) круг дел, подлежащих ведению каждого из этих органов; 5) порядок избрания должностных лиц, голосования и составления протоколов.
Непременному ведению и разрешению собраний уполномоченных с квалифицированным числом присутствующих и квалифицированным большинством голосов подлежат вопросы о приобретении, продаже и залоге строений, изменении устава и исключении членов объединения.
23. В собрании уполномоченных с правом решающего голоса участвуют по одному представителю от Народного Комиссариата Социального Обеспечения, Всероссийского кооперативного объединения инвалидов при нем и Народных Комиссариатов Просвещения и Здравоохранения.
Представитель Народного Комиссариата Социального Обеспечения участвует на правах члена в совете и в правлении Всероссийского объединения глухонемых; представитель Всероссийского кооперативного объединения инвалидов при Народном Комиссариате Социального Обеспечения участвует в заседаниях совета и правления Всероссийского объединения глухонемых при рассмотрении дел, связанных с кооперированием глухонемых и с деятельностью их кооперативных организаций.
При разрешении вопросов, соприкасающихся с предметами ведения Народного Комиссариата Здравоохранения, Народного Комиссариата Просвещения, Народного Комиссариата Труда и Народного Комиссариата Внутренних Дел, в заседания совета и правления приглашаются представители указанных ведомств.
Все участвующие в собрании уполномоченных, в заседаниях совета и правления представители от ведомств и от Всероссийского кооперативного объединения инвалидов при Народном Комиссариате Социального Обеспечения пользуются при разрешении дел правом решающего голоса.
24. Протоколы заседаний собраний уполномоченных и совета поступают на утверждение Народного Комиссариата Социального Обеспечения; протоколы правления посылаются Народному Комиссариату Социального Обеспечения, который вправе приостановить исполнением принятые решения, если ими нарушаются закон или устав Всероссийского объединения глухонемых, изданные Народным Комиссариатом Социального Обеспечения инструкции и распоряжения, или если в них содержится явный уклон от целей и заданий объединения.
25. По требованию Народного Комиссариата Социального Обеспечения может быть созвано собрание уполномоченных Всероссийского объединения глухонемых, а также его совета и правления.
26. По всем вопросам, связанным с устройством быта глухонемых, представитель Всероссийского объединения глухонемых имеет личный доклад у Народного Комиссара Социального Обеспечения или его заместителя. При обсуждении этих вопросов в заседаниях Коллегии Народного Комиссариата Социального Обеспечения на них присутствует представитель Всероссийского объединения глухонемых.
VI. Отчетность и ревизия
27. Независимо от соблюдения установленных законом правил о публичной отчетности общественных организаций, Всероссийское объединение глухонемых представляет периодические отчеты о своей деятельности за каждые шесть месяцев Народному Комиссариату Социального Обеспечения.
28. Для проверки годовых отчетов и балансов, имущества, хозяйственных дел и всей деятельности Всероссийского объединения глухонемых, а также для рассмотрения денежных смет, плана деятельности и дачи по ним заключения собранием уполномоченных избирается ревизионная комиссия, функции которой определяются уставом объединения. В состав ревизионной комиссии Народный Комиссариат Социального Обеспечения может назначать своего представителя.
VII. Ликвидация Всероссийского объединения глухонемых
29. В уставе Всероссийского объединения глухонемых должны быть предусмотрены обстоятельства, вызывающие закрытие объединения, порядок ликвидации его дел, погашения долгов, удовлетворения кредиторов и назначения оставшегося после этого имущества.
Постановление о ликвидации требует утверждения Народного Комиссариата Социального Обеспечения.
VIII. Отделения Всероссийского объединения глухонемых
30. На всей территории Р.С.Ф.С.Р. Всероссийское объединение глухонемых, в порядке, предусмотренном уставом объединения, может учреждать отделения (районные, уездные, окружные, губернские, областные и краевые объединения глухонемых), с возложением на них выполнения целей и задач, возложенных на Всероссийское объединение глухонемых.
По всем выдаваемым отделениями обязательствам, а также по их долгам каждое из отделений несет ответственность самостоятельно; ответственность эта не распространяется на имущество и капиталы других отделений, а также Всероссийского объединения глухонемых.
Право руководства и надзора за деятельностью местных отделений Всероссийского объединения глухонемых Народный Комиссариат Социального Обеспечения осуществляет через местные органы социального обеспечения.
IX. Всероссийские съезды глухонемых
31. По усмотрению совета Объединения, с разрешения Народного Комиссариата Социального Обеспечения, для выявления нужд глухонемых на всей территории Республики, более успешного достижения намеченных мероприятий к удовлетворению их нужд и выработке общих начал в деле материальной, моральной и культурной поддержки масс глухонемых, на основании опыта и новых достижений в сфере трудового устройства глухонемых, создания для этого материальной базы, поднятия их культурно-образовательного уровня и попечения о глухонемых, могут созываться съезды, совещания и конференции глухонемых. Порядок их созыва, состав их, круг вопросов, подлежащих их обсуждению, устанавливаются советом Всероссийского объединения глухонемых.
X. Регистрация устава Всероссийского
объединения глухонемых
32. Устав Всероссийского объединения глухонемых утверждается на основах настоящего Положения и регистрируется Народным Комиссариатом Социального Обеспечения.
Заместитель Председателя
Совета Народных Комиссаров
А.СМИРНОВ
Управляющий Делами
Совета Народных Комиссаров
В.СМОЛЬЯНИНОВ
|
|